Рейтинг@Mail.ru

Один из обсуждаемых иногда вопросов в среде фотографов и их клиентов – это наличие или отсутствие авторского «клейма» на готовых свадебных фотографиях. Точнее, обсуждается, может ли свадебный фотограф ставить свои именные метки на все фотографии?

Как водится в таких случаях, есть два разных взгляда. Одни говорят, что раз клиент платит – то и все права на фотографии принадлежат ему. А значит, никаких авторских меток на клиентских снимках быть не должно.

Другие полагают, что раз фотография – это работа авторская, то и метки автора на снимках имеют право быть.

Истина же, как обычно, где-то посредине. Хотя, как мне кажется, ближе к ней все-таки второе утверждение. Вопрос принадлежности свадебных фотографий мы уже разбирали вот здесь (Кому принадлежат права на фото со свадьбы?), и возвращаться к нему ещё раз не станем.

Единственное, что стоит сказать, это то, что нужно разделять имущественные права и авторские. Имущественные права на свадебные фотографии действительно передаются клиентам. Именно по этому поводу заключается договор между свадебным фотографом и заказчиками. Авторские же права фотографа на эти снимки – неотчуждаемы. Он не может их передать или быть их лишен.

Исходя из этого, я воспринимаю право фотографа ставить клеймо на свои работы, как знак его авторских прав. Ровно по тому же принципу, что и портреты ручной работы всегда имеют автограф художника. Все ведь считают естественным, когда видят портрет Пушкина, принадлежащий самому Александру Сергеевичу, работы Тропинина. С автографом автора, естественно.

Так же и со свадебной съемкой: фотографии со свадьбы Ивановых, работы Сергея Черных. Мне кажется, это нормально и естественно. Конечно же, с той поправкой, что это клеймо не должно бросаться в глаза и портить снимок. Но такого у людей с художественным вкусом (а я предполагаю, что у фотографа он должен быть) происходить не должно по определению.

Другой разговор, если заказчик категорически против того, чтобы на его фотографиях стояли чьи бы то ни было автографы. Это уже скорее вопрос взаимоотношений с клиентом, чем вопрос прав. Если фотограф заинтересован в этом клиенте, он, конечно, всегда может отказаться от клейма, однако, полагаю, что это может стать поводом для некоторого повышения цены заказа. Хотя бы из-за того, что вы теряете свою законную возможность продвигать себя. А повышение цены можно рассматривать как потерю скидки, которая предоставлялась клиенту за размещение на его фотографиях вашего автографа.

Впрочем, есть оптимальный вариант. Не самый простой, требующий работы и времени, но снимающий саму проблему просто на корню. Заработайте себе имя, как хороший фотограф. Такое, чтобы ваше клеймо было как знак качества. И тогда большинство клиентов будут не просто не против размещения вашего автографа на своих фотографиях. Они будут довольны тем, что есть документальное подтверждение вашего авторства снимков. Сложно? Так никто и не обещал, что будет просто. Зато, есть к чему стремиться.